Мы в facebook Мы вконтакте Мы в twitter Мы в instagram
Оценка качества услуг Анкета (реконструкция музея археологии)

Золотое шитье

Кирилло-Новоезерский Воскресенский мужской монастырь был основан около 1517 года на острове Красном Нового озера, в 35 верстах от Белозерска, Кириллом Белым уроженцем города Галича Костромской губернии, пострижеником Вологодского Корнилиева Комельского монастыря.

Коллекция тканей из Новоезерского монастыря насчитывает более 300 единиц хранения во временных рамках от конца XVI до начала XX века. В состав коллекции входят богослужебные предметы и облачения, а также бытовые предметы, такие как: шали (использовавшиеся как покровцы, напрестольники, аналойники), головные уборы (кокошники, девичьи повязки и др.), ленты и прочее.

Особенно интересны уникальные образцы лицевого шитья XVII века созданные в царских «светлицах» и боярских мастерских. Эта небольшая коллекция представлена вкладными вещами. Предметы точно датированы (50-70-е годы XVII в.), что, несомненно, очень значимо в научном плане для собрания. Датировать предметы удалось по вышитым «летописям» и по Вкладной книге монастыря, которая тоже хранится в музее.

В монастырской вкладной книге, в разделе боярских вкладов, под 1651 годом  записана большая группа церковной утвари пожертвованной монастырю боярином Ильей Даниловичем Милославским. В состав вклада, среди прочих драгоценных риз и священных книг, входили: плащаница «Положение во гроб», надгробный покров с изображением преподобного Кирилла Новоезерского, воздух «Положение во гроб» и два покровца «Се Агнец Божий» и «Богоматерь Воплощение» [1, 15 об.]. За исключением воздуха все произведения сохранились.

Плащаница «Положение во гроб» шита шелками, золотом и серебром по малиновой камке и опушена камкою зеленой. Это излюбленное созвучие в декоративном творчестве XVII века. В нем выявляется вкус эпохи, предпочи­тавшей натуралистическую красоту ра­стительного мира. Композиция плащани­цы представляет классический извод «Положения» с шестью «историческими» фигурами и дву­мя ангелами, являющийся иллюстрацией к церковным песнопениям. Вокруг на кайме золотом красивой вязью вышит тропарь «Благообразный Иосиф». Все лич­ное изображение исполнено «нагим» шел­ком атласной гладью, а одежды – пряде­ным золотом и серебром «в прикреп». Узоры ярких шелковых прикреп сочета­ют простые раппорты («клопчик», «ягод­ка») со сложными (варианты «разводной клетки», усложненные виды «городка», «денежки» и др.), характерными для шитья середины – второй половины XVII века. В декоративно насыщенном созвучии ярких тканей, «хитрых» узоров, разноцветных нитей, в обилии золота, серебра, а также утраченного в настоя­щее время жемчуга, которым, согласно вкладной записи, были обнизаны конту­ры изображений, проявилось стремление к характерному для XVII века «благоле­пию».