x

Необычный формат экскурсии «Художник о художнике» провели в музее Верещагиных

180 лет назад ровно день в день родился Василий Васильевич Верещагин. Каждый для себя открывает масштаб его личности по-своему. И сегодня мы решили рассказать нашим гостям о том, как художника понимает художник.

Екатерина Громцева состоит в Союзе художников России, творчеством увлекается с детства окончила художественную школу, затем училище, институт. Теперь и сама преподаёт в Училище искусств, работает в технике гобелена.

«Как я для себя открыла Верещагина? Он для меня начался с памятника на улице Верещагина. Жили мы тогда в центре города и гулять ходили в Комсомольский парк. Сначала памятник казался просто красивым, потом возник художник, потом стали нарастать картины», — поделилась Екатерина Юрьевна.

Верещагин очень много рассказал о себе и сам: сохранилось огромное количество его писем, статей, путевых заметок, им написано также и около двадцати книг. Сегодня из них мы можем узнать немало интересных фактов биографии Василия Васильевича. Каждый проиллюстрирован Верещагиных. И первым в списке стоит академический рисунок.

«Я не буду, наверное, затрагивать обучение в Морском кадетском корпусе, а подойду ближе к теме Академии художеств. Обучаясь там, Верещагин уделял всё своё время творчеству, за исключением дней воскресных и праздничных. А сейчас разве не так? У студентов четыре часа живописи, четыре часа рисунка, две пары общеобразовательных предметов, ночью — композиция. Чтобы научиться рисовать, всегда нужно было терпеть сумасшедшие нагрузки».

Василий Верещагин не доучился в Академии ни по тому, что ему было сложно. Он не боялся работы, был усидчив, что подтверждает не раз детальная проработка его картин. Василий Васильевич стремился больше писать с натуры, то, что его окружало. Как отметила, Екатерина Громцева, в достижении своей творческой мечты помогла именно та база рисунка, которая была получена в Академии.

«Когда Верещагин собирал свой материал, то ничего не придумывал и писал то, что видел. В детстве меня смущало: похоже нарисовал, ну молодец, ну и что? Нужно до пятидесяти лет дожить, чтобы начать понимать Верещагина, его обобщение и философию живописи. Те же «Двери Тамерлана» — не просто двери, это закрытый от нас мир нерушимых восточных сакральных ценностей».

Что ещё видит художник в работах художника? Правильно, цвет! Надо сказать, что до Жерома (у которого Верещагин учился в Париже) Василий Васильевич создавал работы лишь в графике и акварели. Но уж потом он добился того, что не смогли многие художники. Цвета картин Верещагина и по сей день остаются «живыми».

«В каждой работе чувствуется подробная разработка. Постепенно от яркой и сочной декоративности Верещагин приходит к совершенно иному стилю. Между Туркестаном и Японией большая разница. Он не был буквалистом, а постоянно эволюционировал».

Говорят, что Рерих «заразился» от Верещагина темой гор и любовью к цвету. Отсылают нас к Куинджи лазурное свечение жаркого неба Самарканда или белое испепеляющее солнце Индии. А с Шишкиным Верещагина сравнивают за любовь к изображению мельчайших подробностей. Зачастую многочисленные этюды превосходи по размеру полноценные картины. К каждому полотну Верещагин готовился как следует.

Несомненно, изучая картины В.В. Верещагина можно создавать лучшие пособия по рисованию, по его сюжетам учится каждый художник, а жизненное кредо Верещагина, «Казалось, мир мне будет мал...», лишний раз отсылает нас к мысли о том, что всё ещё ждёт в будущем и вокруг полно неизведанного!

Уже завтра мы открываем выставку, где юные живописцы представят свои копии и работы, переосмысляющие творчество художника! Всё самое интересное впереди!

Благодарим Екатерину Громцеву и наших коллег из дома-музея Верещагиных за интересный формат встречи и надеемся на его продолжение!
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Яндекс.Метрика