x

О «Наших традициях» рассказали в Усадьбе Гальских

«Если бы исчезло всё, и остался бы только женский костюм, то только по нему можно было бы определить этническую культуру прежних эпох».

Побывав на «Ночи искусств» в Усадьбе Гальских, мы можем утверждать, что по костюму можно узнать ещё и об истории, и о моде и даже о том, кому он мог принадлежать.

Тема «Наши традиции» открыла ещё одну грань исследования — отличий и сходства северного и южного костюмов, а также того, как развивался внешний облик жителей новых земель — Новороссии.

Новороссия официально вошла в состав России почти три века назад — в 1719 году царь Петр I указом «Об устройстве губерний» среди прочего учредил Бахмутскую провинцию. Здесь проходила перманентная «линия фронта» между Русским царством и Крымским ханством. Степные и незаселённые просторы Новороссии впервые вошли в состав России при Екатерине II. Заселить, облагородить и застроить прекрасными городами это «дикое поле» было поручено Григорию Потёмкину.

Уже к 1760-м годам будущему князю Таврическому удалось переселить в новый край 700 тысяч человек. В Новороссии не преследовались беглые крепостные крестьяне, не притеснялись старообрядцы и принимались дезертиры. Уже к 1812 году население края превысило 1 миллион человек. К концу XIX века территория края оказалась разделена на Екатеринославскую, Харьковскую губернии, Область Войска Донского и небольшую часть Воронежской губернии.

Костюм, как память народа, закрепил менталитет новых земель, их характер. На небольшой выставке на мезонине барского дома представлен народный костюм конца XIX — начала XX веков. Это женский костюм Константиновского района Донецкой области, мужской костюм Славянского района Донецкой области, шёлковый устюженский сарафан, рязанский праздничный костюм и мужской костюм из Кичменгского Городка.

Как рассказала научный сотрудник Усадьбы Гальских Елена Беляева, хлопок и шёлк одинаково носили и на севере, и на юге. Льняные ткани больше были распространены в центральной и северной областях, так как там произрастал лён. Зато на юге шёл закуп благородных тканей, которые наши девушки смогли себе позволить лишь в конце XIX века.

Отличалось и ношение головного убора. На юге — причудливо завязанные платки. На севере — кокошники и борушки. Если наши девушки носили речной жемчуг, то жительницы Новороссии предпочитали «намисто» — колючие, гладкие коралловые ожерелья, бусы из стекла (наподобие стекляруса), а также «хресты».

«Вологодская область достаточно богато жила в царской России. Донецк с Луганском в том числе, также Херсонщина до Одессы включая, практически вся Новороссия, тоже жили очень хорошо. Казаки воевали, имели средства и могли привозить женщинам своим самые лучшие наряды. Интересный момент, во время русско-турецкой войны, когда мужчины стали привозить турчанок на наши земли, девушки, насмотревшись на них, стали носить шаровары. Это прослеживается в костюмах вплоть до XX века», — рассказала Елена Беляева.

«Кроме того, в экспозиции есть замечательные примеры ткачества. Это Череповецкий регион и запад Вологодской области. Если присмотреться, то чуть подальше представлено одно полотенце Новороссии. У них ткачество было распространено на рушниках, но на него сильно повлияли Балканы, потому что Новороссия насчитывает 130 народностей. Каждая народность пыталась обособиться, поэтому эти балканские, грузинские мотивы сразу узнаются», — рассказала Елена Беляева.

Как этот костюм носился и одевался, наши гости увидели на примере. А чтобы и самим понять всю сложность и ценность каждого элемента народного костюма, сделали куклу-мотанку. Она отражала моду того региона, где создавалась. На нашей такой элемент как кубалек говорит о том, что создательница могла быть из Нижнего и Среднего Дона.

Выставка «В кругу традиций» будет работать месяц.
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Яндекс.Метрика