x

«Письма в Череповец» из блокадного Ленинграда покажут в Череповце

Ко Дню снятия блокады в Выставочном зале Музея военной техники открылась выставка «Письма в Череповец».

Первыми посетителями стали блокадники и юнармейцы.

«Мы жили в пригороде, когда началась война. Как-то пошли гулять, а военный нас остановил, сказал бежать домой, немцы уже в Федоровском. Мать нас в охапку и семейный альбом еще взяла. Так, в чем были, и уехали в Ленинград, — вспоминает Виктор Павлович Яковлев. — Помню, бежали в бомбоубежище, это была зима. Перед нами разорвался снаряд, нас откинуло в снег, а впереди бежал парень молодой, мальчик, можно сказать. Его убило. А мы перестали бегать в бомбоубежище. Как обстрел или бомбежка — сидели на кровати, мать закрывала нас ватным одеялом. Думали, убьет — так всех на раз».

Страшные картины из блокадного детства на всю жизнь остались в памяти Евгения Кирилловича Пикова:

«Пошли с мамой в булочную на углу. Вдруг раздается треск, грохот, все падают, всё летит. Выбегаем на улицу, а в 10 метрах от нас дома нет. Оказывается, бомба попала в дом. Я увидел, что на каком-то этаже на уцелевшем квадратном метре стояла женщина и кричала, звала своего сына».

В героическую «биографию» Ленинграда вплетены судьбы тысяч людей. Среди них был и Александр Николаевич Капурин, токарь завода им. Матвеева Всесоюзного автогенного треста. Капурины жили сначала в Череповце, а в 30-х переехали в Ленинград. Когда в 41-ом году Александр Николаевич провожал жену Серафиму Ивановну и сына Мишу на отдых в родной город (это было перед самым началом войны), никто из них не знал, что больше они никогда не встретятся. И в письмах, отправленных из Ленинграда в Череповец, несмотря ни на что, не было сомнений, что всё закончится, что они снова будут вместе, — надежды, которым не суждено было сбыться.

Послания к дорогим Симе и Мише — как хроника тревог и переживаний, тяжелых дней и страшных испытаний.

«...в Ленинграде пробудился дух патриотизма, люди горят ненавистью к фашистам, люди верят в победу, и я это видел хотя бы по митингу на нашем заводе, что фашизм будет стерт с лица земли...» (24 июня 1941 года).

«Живу по-старому, работаю так, что никогда так не работал, душно, жарко и тяжело летом работать, пишите, у вас время больше. Ваш папка» (31 июля 1941 года)

«...Живу по-старому, но только спать холодно и в квартире живу один, т.к. дом и квартира разбиты бомбой, пишите, всего хорошего, целую. Шура и папа» (17 октября 1941 года)

«...жив, невредим, шлю привет. Лежу в больнице им. Урицкого ... На днях напишу. Шура, папа» (27 декабря 1941 года).

А через несколько дней, 4 января 1942 года, Александр Капурин умер, так и не встретившись с родными. Через много лет семейный архив в музей передал внук Александра Николаевича, и сегодня мы читаем эту историю одной из тысяч блокадных семей, ставшую отражением трагедии страны и прекрасного города, дома́, улицы и набережные которого война сделала декорациями страшных событий. Эти письма — напоминание нам о темных и жестоких временах, о хрупкости мира и человеческой жизни.

Выставка к 77-летию снятия блокады Ленинграда будет работать до 1 октября. Запись на посещение экспозиции ведется по телефону +7 (8202) 55-33-55.

Адрес: ул. Протоиерея Георгия Трубицына, 1.
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Яндекс.Метрика