x

Программа «Краски Индии» прошла в музее Верещагиных

Как говорил классик, для каждого края своя музыка! В Сибири — могучая, в горах — ритмичная, в степях — протяжная и бесконечная! В нашей заснеженной северной природе звучит своя «песня» и как же удивительно, когда вдруг вливаются в неё «краски» образов и звуков сказочной Индии.

Образы — это запечатлённые на холсте впечатления Василия Васильевича Верещагина. За одно лишь путешествие 1874-1876 годов художник сумел написать и привезти в Россию около 150 этюдов. Вместе с женой Элизабет Мария Фишер-Рид он отправился Бомбей, Агру, Дели, Джайпур. Позже совершил восхождение в горное княжество Сикким с целью запечатлеть высочайшие вершины Гималаев, в 1975 году посетил области, пограничные с Тибетом, — Кашмир и Ладак.

«Другой раз надобно придти сюда со свежими силами и сделать этюды всех этих эффектов, их увидишь только на таких высотах...», — читаем мы в воспоминаниях Верещагина.

Художник совершенно был покорён высокой культурой Индии, её народом, оригинальностью и самобытностью, той «выработанностью во всем», которою можно встретить в храмовой архитектуре, древних монументах, настенной живописи и резьбе, в ритуальных танцах, костюмах и даже бытовой утвари.

Верещагину хотелось всё запечатлеть в подробностях, не упустив этой экзотичности, подробностей и роскошности цветов. Это подтверждают несколько полотен, с которыми нам удалось познакомиться на юбилейной выставке в доме-музее Верещагиных.

«Работы из Третьяковской галереи, которые вы могли увидеть, практически никогда не экспонируются в основном зале, только в запасниках. Мы просили у коллег именно такие, которые неизвестны зрителю. Все они в родных рамах. Портрет бхила — столько в нём воздуха вокруг маленького лица, но глаза — печаль всего мира. Дальше — Тибет, солёное озеро, яки везут в мешках соль. Сложно представить, как «богатырь» (Верещагин по телосложению) с маленькой кисточкой и чуть ли не под лупой прописывает все подробности, делает блики на шерстинках. Как он не взорвался!? Верещагин так изображал архитектуру, как не могут и многие архитекторы! С помощью солнечного света он моделирует объём усыпальниц, пишет колоннады в древнем храме, прорабатывая детально и задний план», — рассказала гостям Любовь Хазаросовна Маликова.

Верещагин превзошёл возможности цифровой печати и создал для будущих поколений чуть ли не документальную серию, по которой мы теперь можем представлять ту древнюю Индию. Свет в Индийской серии у него — перламутр, небо — «ультрамарин с небольшою дозою кармина».

Всё это наше наслаждение сопровождали звуки музыки. Древние песнопения — медитативный киртан и религиозный баджан, которые мог слышать Верещагин, — исполнили наши гости из Центра Ведической культуры. Главный инструмент индуса — это человеческий голос, но и помощники ему нужны!

«Как вы знаете, несколько веков Индия была английской колонией. Фисгармония — нетрадиционный инструмент для индусов, пришедший вместе с Ост-Индской компанией. Звук её очень красивый и по строению инструмент напоминает орган — меха с пружиной нагнетаются и издают звук. Ещё у нас есть караталы — ударный инструмент, который часто делается из бронзы и латуни. Вместе с более большими джаджи они создают ритм. Классический инструмент, под который исполняют киртан и баджан — это мриданга. «Мри» — это глина, «данга» — тело. Это большой глиняный горшок с мембранами, на которые наносится масала, что придаёт тот характерный булькающий звук. Есть ещё флейта, в Индии она называется бансури и делается обычно из тростника», — рассказал Виталий Колядин.

Огромное значение в индуистской культуре имел танец. Мангалачарана — так звучит просьба Бога о благословении, сопровождаемая ритуальными движениями. Всему этому вторит тщательно продуманный костюм «шрингар», в который у девушки входит 24 украшения — своеобразная корона пушпачуда, знак тика, пояс с шумящими подвесками, многочисленные браслеты. «Доспехи бога» сопровождает красный цвет (в костюме, в виде алты — на ладонях и стопах) — символ богини процветания Лакшми.

Совершая свой путь по Индии, Верещагин не раз подвергался нападению диких животных, тонул в реке, замерзал на одной из горных вершин, болел тяжёлой формой тропической малярии. Несмотря на все эти невзгоды, он продвигался дальше с целью донести до мира уникальный многовековой уклад общинной жизни!

Этот один час позволил нам совершить путешествие по Индии по пути великого художника и великих традиций!
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Яндекс.Метрика