Утро воскресенья в музее Верещагиных было наполнено волнительным ожиданием — готовились встречать дорогих и родных людей
В юбилейный для музея год мы много говорим о нашей истории, достижениях, коллекции, но только вдумайтесь, сколько человек за 125 лет вложили свои силы, чтобы музей стал таким, какой он есть сейчас, чтобы он прошел путь от маленькой комнаты до большого музейного объединения. Все эти люди — это и есть душа музея. Как здорово, что есть у всех нас одна общая судьба, которая объединяет и тех, кто до сих пор продолжает здесь работать, и тех, кто ушел на заслуженный отдых или пошел по другой профессиональной «дороге». Юбилей стал прекрасным поводом собраться, как раньше, за чашкой чая и вспомнить веселую, сложную, интересную музейную жизнь.
Утро воскресенья в музее Верещагиных было наполнено волнительным ожиданием — готовились встречать дорогих и родных людей. Кажется, сам дом оживился, принарядился, впустив в комнаты яркий солнечный свет. Пришли! И всё вокруг каким-то чудесным образом вернулось в те времена, когда музей только «начинался».
Разговор, как это всегда бывает у друзей, которые давно не виделись, то и дело прерывается смехом — сколько всего было! Все смотрят друг на друга с теплом и нежностью, особенно на Наташечку — Наталью Евгеньевну Фомичеву. Это она и создавала музей, собирала коллектив — своих любимых девчонок, у которых, как это бывает в семье или кругу близких друзей, были свои особые имена — Любся, Кузя, Бося, Нельсон, Иа...
Большинство из них пришли в музей в 1992 году: шел ремонт, и все ютились в небольшом помещении на Советском, 30-а, но уже тогда музейная жизнь кипела. Общее дело все любили одинаково, и наверно, потому всё получалось. Писали экскурсии и сценарии, проводили спектакли и музыкальные программы, колдовали над экспозицией, принимали гостей, рисовали афиши, буклеты, газеты, засаживали парк, сторожили дом, отмечали праздники и всем сердцем, всей душой любили свой дом.
Садовник Жанна Кутузова вспомнила, как искала спонсорскую помощь: «Единственная дверь, которая мне открылась — это был Владимир Гаврилович Матюхов. Мне было и стыдно, и страшно просить. Но 500 рублей на музей я получила. Спрашиваю: «Владимир Гаврилович, как мне перед Вами отчитываться?». А он говорит: «Ничего не надо, я буду иногда приезжать, пусть будет красиво».
Вспомнили, как проходили занятия с детьми и разные группы называли — «дети новые», «дети старые», «дети глиняные»...
Ещё одним трогательным воспоминанием стали... музейные тапочки. В общем-то с этих войлочных тапочек и начинался поход в музей. Анна Алямовская, которая сейчас заведует музеем Верещагиных, поделилась, что когда пришла с классом в музей так запомнила наказ смотрительницы «не наступить на тапки», что всю экскурсию только на них и смотрела. А Юлия Крутцова, учёный секретарь, призналась, что будучи школьницей, хотела эти тапки унести домой, но очень внимательный смотритель остановила идущую по улице в музейных тапочках девочку. Кстати, сейчас именно в кабинете Юлии Степановны хранится раритетная пара.
«Мы не являлись подшефным учреждением, а шефов хотелось иметь. Еще когда на Вологодской улице был райком партии, я пошла туда и спросила: «А у училища связи кто подшефный?». Мне говорят: «Никто». Я тогда ничего не сказала и не сделала. Вдруг как-то приезжает замминистра обороны. Ему тоже наши тапки надевают. Он ходит по музею, все нравится. Говорит: «Как у вас тут хорошо!». А я говорю: «Да, только у нас, к сожалению, нет шефов». Он строго так посмотрел на начальников училища. А те сразу: «Вы что, Наталья Евгеньевна, мы же ваши шефы!». С тех пор и дружим», — рассказала Наталья Евгеньевна Фомичева.
Спасибо Любови Хазаросовне Маликовой за то, что всех нас собрала. Мы были очень рады видеть Наталью Евгеньевну Фомичеву, Эльвиру Петровну Риммер, Елену Евгеньевну Григорьеву (Кузьмину), Валентину Николаевну Уварову, Ирину Александровну Гуленок (Манжелей), Жанну Викторовну Кутузову, Ирину Константиновну Бабошину, Сергея Валентиновича Беляева.
Закончился вечер, но воспоминания останутся. Их у дома-музея за всю историю места накопилось немало, но хочется верить, что те 37 лет, что существует музей, и тех людей, кто в нем работал, дом будет помнить с особым теплом.
Благодарим всех наших дорогих коллег, кто создавал «Василиев остров».